Маркетинг 5 чувств
Стандартные методы продаж больше не работают. Высокая конкуренция. Реклама не приносит нужный объём лидов. Классический маркетинг 4P оказывается не таким эффективным, когда речь идёт о продвижении товаров с добавленной ценностью. И как же показать эту ценность, особенно если ваша аудитория привыкла считать деньги, да и конкуренты в вашей категории активны?
Здесь мы предлагаем альтернативный подход — эмоциональный маркетинг или маркетинг 5 чувств. Что это такое сейчас расскажем.
Для любителей теории
За восприятие и оценку информации, которая ежедневно поступает из разных источников потенциальным покупателям, отвечают несколько отделов мозга. Всего их 3.
- Неокортекс — самая новая и самая крупная часть мозга, отвечает за логику.
- Лимбическая система — более древняя структура мозга, отвечает за эмоции и социальные отношения.
- Рептильный мозг — самая старая и небольшая по размеру часть мозга, отвечает за базовые функции, необходимые для выживания: условные и безусловные рефлексы, стремление к удовлетворению основных потребностей.
Большинство сообщений производителей товаров FMCG обращены к неокортексу покупателя, т.к. в основе маркетинга 4P лежит рациональный, логический формат взаимодействия: «выгода», «стоимость», «2 по цене 1» и т.д. Но «заигравшись» с покупателем в промоакции и промоцены, производители могут упускать важную для формирования лояльности эмоциональную связь с брендом.
Эмоции — это ключик к длительным отношениям с покупателем. У эмоций нет стоимости или другой шкалы для измерения, есть только их интенсивность. Если покупатель испытывает положительные эмоции, связанные с вашим брендом, то вероятность покупки товара у вас будет всегда выше, чем у конкурентов, у которых нет эмоциональной связи с покупателями.
Как же это работает?
Есть 5 органов чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждый из этих органов может быть задействован при контакте бренда с покупателем.
Зрение (визуальный канал)
Зрение — один из самых важных органов чувств. Как показывает статистика, до 80% людей на планете являются визуалами. Самый важный контакт с брендом происходит, когда покупатель находится в торговой точке. Именно в точке продаж он может оценить товар визуально, потрогать его и принять решение о покупке. Что оценивает покупатель? Много товара или мало. Какой товар пользуется большим или меньшим спросом. Какой более/ менее заметён. Какой товар ему внешне приятен, а какой — нет. А ещё покупатель определяет, «цепляет» ли его товар/коммуникация бренда или оставляет равнодушным.
Цвет в рекламной коммуникации является важным атрибутом бренда. Лимбическая система покупателя считывает «цветовые коды» и передаёт покупателю импульсы, формируя тем самым определённые эмоции или отношение.
Есть масса исследований психологов, социологов и культурологов на тему восприятия цвета в рекламе. Многое зависит от культурного и социального контекста. Например, красный цвет является активатором действий, содержит в себе много энергии, призывая покупателя к активному выбору. Но, в сочетании с чёрным и золотым цветом, красный может создать романтическую атмосферу. У каждого цвета есть своя интенсивность и свои ограничения по сочетаниям цветов и оттенков. Все эти нюансы мы обязательно учитываем при разработке коммуникации бренда в каждой рекламной кампании. И тестируем все возможные варианты рекламы на выборке целевой группы перед запуском рекламы «в тираж».
Слух (аудиальный канал)
Аудиалов намного меньше, чем визуалов. Важно отметить, что на слух человек запоминает около 70% данных, зрительно — чуть больше 72%, а с использованием обоих каналов восприятия — 86%. Повысить эффективность любой рекламы можно путём использования музыки и/или закадрового голоса. По оценке исследователей Gallup, до трети людей может согласиться на покупку, находясь под воздействием аудиоряда. Если в торговом зале звучит медленная музыка, то прибыль увеличивается на 38%, а ритмичная музыка в баре увеличивает доход заведения на 40,9%.
И вот интересная статистика, которая лишний раз подтверждает важность эмоций и вовлечения покупателя через разные каналы восприятия:
- 28% респондентов важна в рекламе красивая картинка и качество съёмки;
- 23% считают, что в рекламе важнее интересный текст;
- 15% готовы оценить рекламу положительно, если им понравился голос диктора;
- 14% прислушиваются к музыке, играющей в кадре;
- Для 20% важен общий эффект, складывающийся за счёт всего перечисленного.
Как видно из статистики — аудиоформат обращения не является ведущим в коммуникации с покупателем, но может повысить качество коммуникации. Поэтому мы используем этот канал во взаимодействии с покупателями как вспомогательный.
Обоняние
Роль запахов (ароматов) в продажах, в ритейле, начали исследовать всего 20 лет назад. Первые серьёзные исследования сделаны в 1999 году.
Как влияют запахи на человека?
Обоняние — уникальный орган чувств. Запахи попадают в мозг напрямую, через химические реакции, не расшифровываясь на составляющие, глубоко не анализируясь мозгом, и этим не похожи на информацию, поступающую от других органов чувств.
Мы не способны описать запахи словами. Запах трудно классифицировать без других органов чувств. Запах лимона проще определить, когда он исходит от напитка жёлтого цвета, чем красного. Запахи труднее вспомнить, чем зрительные образы. Из 100+ различимых оттенков запахов среднестатистический человек различает не более 20. Например, такие, как древесные, ореховые, мятные, цветочные, фруктовые, цитрусовые, пряные, ванильные животные, запахи гари, серы и т.д. Все это группы запахов. Большинство людей не могут отличить запахи внутри этих групп, хотя уверены в обратном.
Если говорить о влиянии запахов в ритейл-маркетинге, то запахи не имеют прямого и быстрого воздействия на рост продаж, но провоцируют любопытство и интерес из-за желания разнообразия. Они могут переключить внимание покупателя с одного товара на другой. Запахи влияют на настроение клиента, повышают уровень удовольствия от покупок. Такой положительный опыт от посещения магазина увеличивает шанс возврата клиента в магазин и уменьшает шанс ухода к конкурентам. Да, в течение года клиент оставит у вас больше денег, ароматы влияют на LTV и выручку в долгосрочной перспективе.
Человек идентифицирует запахи, благодаря обонятельным рецепторам через кодирующие их гены. Запахи, которые покупатель констатировал, могут вызывать у него ассоциации, положительные или отрицательные воспоминания о каких‑либо событиях. При распознавании ароматов активно задействуется рептильный мозг и лимбическая система, а это значит, что, в случае возникновения положительной ассоциации аромата с вашим брендом, произойдёт мощная связка аромата бренда и позитивного опыта покупки.
Специалисты Аперком проводят обязательное тестирование запахов до начала рекламной кампании и подбирают оптимальные варианты, соответствующие ожиданиям ЦА от конкретного продукта. При создании аромата бренда мы учитываем размеры помещения, частоту контакта аромата с покупателем и другие особенности.
Осязание
Осязание — способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи и опорно-двигательного аппарата, а также некоторых слизистых оболочек. Восприятие товаров, продуктов с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру и т.д.
Физический контакт очень важен для принятия решения о покупке. Согласно отчёту Mckinsey, онлайн-продажи одежды в период пандемии выросли на 40%. Но такие показатели были достигнуты не сразу. Препятствие при онлайн-покупке одежды — отсутствие физической возможности посмотреть и потрогать товар. По сравнению с другими категориями товаров, такими как товары для дома, прикосновение к одежде очень важно.
Со временем производители и маркетплейсы начали обогащать контент, показывая одежду на моделях в разных ракурсах, записывая подробные видеообзоры, были созданы виртуальные примерочные. Но эти возможности по‑прежнему не могут заменить личный опыт. Приятные тактильные ощущения могут повысить продажи товара на 26%. В случае товара с добавленной ценностью должна учитываться фактура и плотность материала, качество исполнения или производства. А об этом сложно рассказать словами.
Создавая рекламную коммуникацию с покупателем мы, конечно же, применяем словесное описание товара, используя рич-контент, видео-обзоры и т.д. Но в самой торговой точке можно усилить недостающие свойства продукции с помощью рекламных материалов высокого качества. Здесь точно так же важно учитывать те самые характеристики продукта, которые влияют на воспринимаемое качество: фактуру, плотность, гибкость и т.д.
Вкус
Дегустация — это мероприятие, направленное на изучение вкусовых, ароматических, структурных характеристик продукта. Это актуально для различных напитков, алкогольных и безалкогольных, продуктов питания и т.д. Человек способен различать 4 основных вкуса (сладкий, горький, солёный, кислый) и 3 второстепенных.
Сегодняшнего покупателя довольно трудно удивить дегустацией продуктов в точках продаж. Производители и дистрибьюторы стараются использовать этот вид продвижения как метод стимулирования продаж, повышения лояльности покупателей, для знакомства покупателя с новинками. Грамотно спланированная и технически верно проведённая дегустация может увеличить продажи в 1,5 раза. А вместе с другими инструментами сенсорного маркетинга дегустации повышают продажи в 2–2,5 раза.
В заключение, мы хотели бы поделиться с вами несколькими успешными кейсами применения сенсорного маркетинга (маркетинга 5 чувств) в ритейле.
Примеры Маркетинга 5 чувств
Сингапурские авиалинии
Singapore Airlines разработала особый аромат Stefan Floridian Waters. Пассажиры чувствовали его шлейф, когда стюардессы проходили мимо или когда перед взлётом подавались горячие полотенца. И в целом аромат пропитал весь парк самолётов Singapore Airlines, создав стойкую ассоциацию с брендом и добавив Singapore Airlines уникальную характеристику.
Nike
Компания Nike использовала тактику распыления запаха свежескошенной травы в своих магазинах для создания атмосферы, напоминающей спортивные поля и тренировочные площадки. Запах травы, ассоциирующийся с активным образом жизни, спортом и свежим воздухом, был задуман для стимулирования покупателей и создания ассоциации магазина с миром спорта и фитнеса.
Этот подход к маркетингу позволил компании Nike усилить брендовую идентичность, привлечь внимание покупателей и вызвать у них положительные эмоции. Запах травы создавал атмосферу активности и энергии, что способствовало увеличению продаж и укреплению позиций компании на спортивном рынке.
Jacobs Douwe Egberts
Jacobs Douwe Egberts — это крупная компания, специализирующаяся на производстве кофе. В одном из случаев маркетинговой активности компания решила создать уникальный и запоминающийся опыт для посетителей кинотеатра. Для этого они разработали специальное устройство, которое распыляло запах свежесваренного кофе в помещении кинотеатра в момент показа фильма.
Этот ход был задуман для того, чтобы ассоциировать приятный аромат кофе с позитивными эмоциями и улучшить восприятие фильма у зрителей. Результатом такой нестандартной маркетинговой стратегии стало увеличение уровня удовлетворённости посетителей и повышение их лояльности к бренду. Цифры впечатляют: более 80% зрителей запомнили ролик в кинотеатре.
Наши кейсы
Royal Raven (Татспиртпром)
Как выделиться бренду на фоне конкурентов в секции алкоголя, особенно если речь идёт о малоизвестном производителе джина? Для продвижения бренда Royal Raven была создана театрализация с дополнительным местом выкладки продукта. Здесь задействовано 4 органа чувств — зрение, слух, осязание и обоняние.
Сама конструкция в форме красной лондонской телефонной будки уже обращала на себя внимание. Проходя мимо, покупатель не мог не остановиться возле неё, т.к. из будки раздавался телефонный звонок. Далее звучал приятный мужской голос, который рассказывал про новый бренд джина. Одновременно с этим срабатывал арома-диффузор, погружая покупателя в аромат можжевельника. В торговых точках, где проводилась акция, продажи выросли до 246%.
Чайная Библиотека (TEACO)
Компания TEACO, входящая в ТОП-3 поставщиков чая в сегменте HORECA, приняла решение о выводе отдельного бренда «Чайная библиотека» для продвижения в рознице.
Новый бренд чая «Чайная Библиотека» имел 2 важных преимущества: широкий ассортимент и уникальную упаковку.
Учитывая особенности продукта и бренда, была возможность познакомить с брендом и сформировать лояльность покупателей за счёт всех 5 органов чувств. С чем и работали специалисты Аперком. Мы улучшили товарные карточки, добавили рич-контент, разработали лендинг, протестировали 100+ баннеров, каждый из которых сочно и ярко рассказывал о вкусах чая либо об уникальной упаковке, были организованы дегустации (промоупаковки) новых вкусов. По результатам рекламной кампании продажи нового бренда выросли в 2,5раза.